Вячеслав Попескул: «Рациональное предложение для парламентариев Приднестровья – Единый день голосования»

Волеизъявление народа Приднестровья на референдуме 2006 года диктует необходимость чёткого и унифицированного подхода в направлении сближения законодательства Приднестровской Молдавской Республики с законодательством Российской Федерации путем имплементации федерального законодательства РФ и стандартов Таможенного союза.

Вектор, избранный приднестровским народом, свидетельствует о потребности более полной конвергенции правовых систем Приднестровья и Российской Федерации, для чего гармонизация законодательства в чистом виде оказывается уже не в полной мере эффективным средством, отражающим потребности времени и экономики. Реализация подписанных соглашений (Протокол по итогам рабочей встречи Заместителя Председателя Правительства РФ, специального представителя Президента РФ по Приднестровью Д.О. Рогозина и Президента Приднестровья Е.В. Шевчука) требует четкого законодательного базиса, причем, по мнению Президента ПМР, не гармонизированного, а унифицированного с РФ.

В рамках проекта по гармонизации законодательств Приднестровья и Российской Федерации, Президент Приднестровья Евгений Васильевич Шевчук выступил с инициативой о введении Единого дня голосования, где законопроектом предлагается определить датой выборов последнее воскресенье ноября года, в который истекают полномочия представительных органов власти Приднестровья. Так в 2015 году в марте запланированы выборы в местные советы народных депутатов и в декабре запланированы выборы в Верховный Совет Приднестровья.

Предложения по Конституционной реформе в Приднестровье обосновываются необходимостью разграничить полномочия между органами государственной власти Приднестровья по аналогии с Российской Федерацией. Так, предлагается передать от Верховного Совета ПМР главе государства полномочия по назначению выборов депутатов законодательного органа власти, а также по назначению республиканского референдума.

Вместе с тем по аналогии с конституционными полномочиями российского Правительства предлагается Президентом ПМР Е.В.Шевчуком предоставить право Правительству Приднестровья ставить перед Верховным Советом вопрос о доверии ему. В случае отказа парламентом в доверии исполнительному органу власти, Президент сможет отправить Правительство в отставку или же распустить Верховный Совет и назначить новые выборы.

Так же в законопроекте Президентом ПМР предлагается сократить количественный состав депутатского корпуса Верховного Совета с 43 до 31 депутата. Вместе с тем планируется перевести всех депутатов законодательного органа власти на профессиональную (постоянную) форму работы. Так, к примеру сокращение численности депутатского корпуса может значительно снизить затраты на проведение выборов в Верховный Совет, т.к. приведет к уменьшению количества мажоритарных избирательных округов а, следовательно, окружных избирательных комиссий. Напоминаем, что выборы в Верховный Совет ПМР проходят по мажоритарной избирательной системе. Согласно некоторым расчетам экономия бюджетных средств может достигать более 30%.

Современные реалии обуславливают необходимость преобразования и модернизации всех сфер жизни общества, оптимизацию деятельности государственных институтов, в том числе и законодательного органа. Веским аргументом может служить, что в 2000 году население Приднестровской Молдавской Республики составляло 651,8 тыс. человек; в 2013 году – 554,4 тыс. человек; в 2014 – 505,8 тыс. человек. Исходя из этого количество депутатов, представляющих интересы населения, остается неизменным, в то время как численность населения Приднестровской Молдавской Республики сокращается и, следовательно, необходимо сократить количество депутатов законодательного органа Приднестровской Молдавской Республики.

Так, в настоящее время только 24 депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики осуществляют свои полномочия на постоянной профессиональной основе. Таким образом, реализация вышеуказанных положений законопроекта потребует увеличения расходной части республиканского бюджета в целях обеспечения дополнительно еще 7 депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики следующего созыва социальными, материально-финансовыми и иными гарантиями осуществления депутатской деятельности, в том числе в связи с необходимостью:
а) предоставления депутатам Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, не имеющим по месту работы жилой площади, служебной жилой площади;
б) предоставления каждому из депутатов служебного помещения, оборудованного мебелью, оргтехникой, средствами связи, в том числе правительственной;
в) обеспечения ежемесячным денежным вознаграждением, денежными поощрениями и иными выплатами, предусмотренными Конституционным законом Приднестровской Молдавской Республики «О статусе депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики».

В данной связи обращаю внимание на положения Закона ПМР «О республиканском бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», в рамках которого предельный размер дефицита консолидированного бюджета на 2015 год запланирован на уровне 31.1 процента к предельному размеру расходов консолидированного бюджета, и на 2016 год - 30.1 процента к предельному размеру расходов консолидированного бюджета.

Следует кроме того отметить, что в общей теории права органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти образуют собой государственный аппарат, который в свою очередь является системой государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности.
День, который объединит в себе выборы местного уровня и парламентские, станет удобным не только для граждан, но еще и приведет к экономии сопутствующих затрат.
Как показывает практика Российской Федерации, в которой единый день голосования на выборах органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления установлен с 1 ноября 2012 года, введение Единого дня голосования повлекло за собой снижение затрат на организацию выборов, экономию бюджетных ресурсов в регионах и муниципалитетах и позволило более конструктивно готовиться к избирательной кампании.

Следует отметить, что наряду с Российской Федерацией Единые дни голосования установлены в ряде государств Европы, Южной Америки, Африки, а также в Соединенных штатах Америки ввиду того, что, по мнению этих государств: вопросы по организации предстоящей избирательной кампании можно отработать заблаговременно.
Установление единого дня голосования существенно сократит расходы из Приднестровского республиканского бюджета на подготовку и проведение выборов. Так, в 2015 году запланировано на проведение выборов в Верховный Совет – 10 млн. рублей Приднестровской Молдавской Республики, на выборы местных Советов – около 10 млн. рублей.
При проведении выборов в единый день сумма затрат составит около 12 млн. рублей Приднестровской Молдавской Республики, что позволит сократить государственные расходы в 2015 году на 8 млн. рублей. Вырученные средства распределят на социально-значимые статьи, в частности, на зарплаты и пенсии, что тоже положительно скажется на бюджете республики.

Важным в инициативе Президента ПМР хотелось бы еще отметить и то, что в переходных положениях предлагается определить, что с 2015 года выборы в местные представительные органы власти будут проводиться на территориях сел (поселков) Приднестровской Молдавской Республики, временно находящихся под юрисдикцией Республики Молдова.

Важно еще указать, что в рамках проведённого анализа правоприменительной практики Российской Федерации в единый день голосования 14 сентября 2014 года в Российской Федерации прошли выборные кампании различного уровня:
1) выборы глав 30 субъектов федерации,
2) выборы депутатов законодательных органов государственной власти в 14 субъектах РФ.
Из приведенного видно, что выборы проводились на региональном и муниципальных уровнях, которые проходили в субъектах федерации и их целью было развитие институтов местного самоуправления.

Немаловажно, что приднестровцам пришлась по душе инициатива провести выборы в Верховный и местные советы в один день. Тем не менее, разногласия между ветвями власти Приднестровского государства не являются непримиримыми. За все время существования республики политические элиты Приднестровья научились достигать компромиссные решения по самым сложным вопросам.

В.Л. Попескул

преподаватель юридического факультета ПГУ им. Т.Г. Шевченко