ГЕНЕЗИС ЯВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ «РУССКИЙ МИР»

Словосочетание «Русский мир», считает профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Сергей Вячеславович Перевезенцев, впервые в письменном виде упоминается в тексте второй половины XI века «Слово на обновление Десятинной церкви». Автор прославляет святого Климента Римского: [...] который умножил сокровище своего господина не только в Риме, но и повсюду: и в Херсоне, еще и в русском мире, и, понимает под «Русским миром» - Русь.

Следует отметить, что русское государство изначально складывалось как полиэтническая и поликультурная общность, первоначально объединяя в свою орбиту восточнославянские и угро-финские племена, а затем балтийские, тюрко-монгольские и другие этносы, предоставляя им возможность для мирного развития.
Понятие «Русский мир» схоже с понятиями - «Русское государство», «Святая Русь» и «Российское общество». Под этими терминами понимается прежде всего, это народ – русские, общая вера – православие, общие культура и традиции, общая историческая судьба.

Вместе с тем понятие «Русский мир» имеет свое определение и отличительные черты и самое главное оно не привязано к конкретной территории. Слово «русский» в названии указывает на исторические корни общности, берущей своё начало в древней Руси, а в слово «мир» - вкладывается значение «весь свет», «все люди».

Идея о едином русском центре возникает в Московском княжестве, в период объединения русских земель вокруг Москвы.
Религиозно-философский смысл понятие «Русский мир» приобретает в XV – XVI веках, при московских князьях Иване III и Василии III, с появлением теории «Москва – III Рим». Согласно этой теории Москва, как столица нового русского государства - Московской Руси (России), объявлялась продолжательницей имперских традиций первой (собственно Римской) и второй (Византийской) империй. Русский народ, не изменивший христианской православной вере, объявлялся богоизбранным. Россия получала мессианское право на объединение всех православных славянских народов. Дальнейшее развитие идеи русского мира получили при Екатерине II, Александре I и Александре II, которые хотели освобождения славянских народов Балканского полуострова от османского ига, идеи Русского мира получают новое звучание, смысл которых заключается в освободительной миссии России.

В теории «официальной народности» С.С. Уварова указывается на особый путь развития русской цивилизации, отличающейся от Запада, прежде всего духовными устоями. Русский драматург А.Н.Островский, трактует понятие «Русский мир» как «человеческое сообщество православных христиан, живущих в единстве веры, обрядности и обычаев».

С победой Советской власти и установлением новой коммунистической идеологии идеи русского мира заменяются принципом пролетарского интернационализма, в основе которого лежат политические, а не культурно-духовные принципы.
В 90-х годах XX века произошла смена политического строя, что привело к возрождению идеи Русского мира.

В настоящее время, под этим термином понимается – «глобальный культурно - цивилизационный феномен, состоящий из России как материнского государства и русского зарубежья, объединяющий людей, которые независимо от национальности ощущают себя русскими, являются носителями русской культуры и русского языка, духовно связаны с Россией и неравнодушны к её делам и судьбе». Имеется еще ряд определений, но они в целом повторяют основные положения предыдущего термина. Идеи Русского мира поддерживается представителями различных институтов российского общества (церковью, государством, рядом политических партий и общественных организаций, образованием, культурой).
Также во многих республиках СНГ и ряде стран мира набирают популярность идеи создания общего духовного и политического пространства с Русским миром.

Сердунь С.А. - председатель АНО "Новая Русь".