Приднестровская делегация в ОКК заявляет о негативных тенденциях, способных привести к осложнению ситуации в Зоне Безопасности

Соответствующее обращение было распространено на сегодняшнем заседании руководящего органа миротворческой операции, сообщает ИА "Новости Приднестровья"

Текст заявления публикуем без изменений

"Приднестровская делегация в ОКК считает необходимым напомнить, что в статье 7 Соглашения «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова» от 21 июля 1992 года дано четкое определение целей его утверждения подписантами и рамок согласованных полномочий исполнителями, а именно, –

«Стороны исходят из того, что предусматриваемые данным Соглашением меры являются важной составной частью процесса урегулирования конфликта мирными, политическими средствами».

К числу мер, предусмотренных Соглашением, относится, прежде всего, предотвращение возобновления боевых действий между сторонами конфликта (имеется в виду – РМ и Приднестровье), а также создание трёхсторонней (РФ, РМ и Приднестровье) Объединенной Контрольной Комиссии с непосредственной обязанностью контроля исполнения данного основного требования Соглашения.

Кроме того, к этим мерам относится и создание Зоны Безопасности, и объявление города Бендеры Районом с повышенным режимом безопасности, который должен обеспечиваться воинскими контингентами сторон, участвующих в выполнении данного Соглашения (РФ, РМ и Приднестровье). В их числе, также и нормы статьи 5 Соглашения, являющиеся предметом пристального внимания молдавской делегации в ОКК, – «1. Конфликтующие стороны (РМ и Приднестровье, а не ОКК) считают недопустимым применение любых санкций и блокад. В этом контексте будут незамедлительно устранены любые помехи на пути движения товаров, услуг и людей, а также приняты надлежащие шаги к отмене чрезвычайного положения на территории Республики Молдова». Речь, заметим, не идет исключительно о Зоне Безопасности.

То есть, Соглашением были сформированы предпосылки для переговорного процесса по урегулированию вооруженного конфликта, создан механизм, обеспечивающий для этого процесса необходимые мирные условия, определены основные направления действий конфликтующим сторонам (РМ и Приднестровью) по сохранению мира.

Благодаря Соглашению 1992 года Сторонами был подписан политико-правовой акт (Заявление Руководителей Молдовы и Приднестровья от 28 апреля 1994 года), которым был начат переговорный процесс, продолжающийся до настоящего времени, что обеспечило РЕАЛЬНЫЙ МИР на берегах Днестра.

Поэтому сегодня приднестровская делегация в ОКК весьма встревожена появлением негативных тенденций в миротворческой операции, а также имеющими место событиями, способными привести к осложнению ситуации в Зоне Безопасности.

Прежде всего, речь идет о реальной угрозе функционированию действующего формата миротворческой операции, благодаря которой уже 22 года на Днестре поддерживается мир.

Объективно оценивая ситуацию можно констатировать, что сегодня мы имеем следующие реалии:

Первое – Молдавская делегация в ОКК, ультимативно настаивая на включении в повестку дня очередного заседания Комиссии вопроса, отнесенного Соглашением 1992 года к ведению Сторон, целенаправленно блокирует нормальную работу Комиссии. Искусственно созданная ситуация, заключающаяся в грубом и демонстративном нарушении одним из участников миротворческого процесса требований статьи 5.1 Регламента ОКК, длится с 26 июня 2014 года по настоящее время, то есть по 13 ноября 2014 года. В результате ОКК не в полной мере выполняет свои функции, что подрывает действующий формат миротворческой операции.

Второе – Нельзя обойти молчанием и тот факт, что молдавская делегация неоднократно демонстративно отказывалась от участия в экстренных заседаниях, инициированных приднестровской делегацией с целью полного возобновления миротворческой миссии ОКК показательно игнорируя вопросы повестки. А это – грубые нарушения требований статьи 4.3 Регламента ОКК, которым сама возможность такой позиции сторон, участвующих в выполнении Соглашения (РФ, РМ и Приднестровье) не предусматривается.

Третье – Сотрудники молдавских правоохранительных органов на территориях Зоны Безопасности, находящихся вне правового поля Молдовы, осознанно практикуют действия, прямо нарушающие требования статьи 3 Временного положения (приложение № 2 к протоколу № 15 ОКК от 14.08.1992 г.) «Об основных принципах деятельности правоохранительных органов в зонах с повышенным режимом безопасности Приднестровского региона Республики Молдова», которой установлено, что органы полиции, милиции осуществляют свои функции по охране правопорядка и борьбе с преступностью в Зоне Безопасности по территориальности. Равно как и пункт 1 протокола № 491 ОКК от 1 июля 2003 года, предписывающий «обратить внимание руководителей правоохранительных органов сторон на необходимость строгого соблюдения требований об осуществле­нии ими своих функций по охране правопорядка и борьбе с преступностью в Зоне Безопасности по территориальности».

Противодействие приднестровских правоохранителей незаконным действиям молдавских коллег делегация Молдовы в ОКК постоянно пытается преподнести как нарушение ранее достигнутых договоренностей приднестровской стороной.

Еще более тревожным следует считать то, что аналогичной практикой все чаще и чаще стали заниматься военнослужащие миротворческого контингента Молдовы в Зоне Безопасности, которые, явно выполняя заранее поставленные задачи и преследуя вполне определенные цели, открыто вмешиваются в деятельность приднестровских правоохранительных органов, создают конфликтные ситуации на постах правоохранительных структур Приднестровья. Дальше следуют ничем не обоснованные требования молдавской делегации свести работу ОКК к обсуждению «проблемы свободного передвижения граждан в Зоне Безопасности», то есть явочным порядком перейти от миротворческого формата в плоскость общего переговорного процесса.

Четвертое – Молдавская делегация категорически отказывается обсуждать информацию № 1/4511 от 22.10.2014 г., поступившую в Объединенную Контрольную Комиссию от Руководителя ООСГ полиции от РМ полковника полиции И. Чеботару, об угрозе миру в Зоне Безопасности и готовящихся провокационных акциях неизвестных сил в отношении СМС и сотрудников правоохранительных органов сторон. Между тем, 10 ноября 2014 года в аэропорту города Кишинев имел место случай, когда группа экстремистски настроенных комбатантов, включая бывших сотрудников полиции Молдовы и СИБ РМ организовали спланированное нападение на высшего руководителя Приднестровья отправляющегося в частную поездку, что могло крайне возмутить население Приднестровья и в связи с этим спровоцировать непредсказуемые действия в Зоне Безопасности, о чем возможно и предупреждал ОКК И. Чеботару руководитель ООСГ от РМ в своем обращении.

Пятое – Делегация Приднестровья в Объединенной Контрольной Комиссии встревожена практикой возбуждения уголовных дел в отношении должностных лиц Приднестровья в 2014 году правоохранительными органами Молдовы.

Основанием для формального привлечения приднестровских государственных служащих к уголовной ответственности в рамках действующего уголовного законодательства Молдовы является выполнение ими своих должностных обязанностей в соответствии с действующим законодательством Приднестровья.

Приднестровская делегация в ОКК полагает такие действия неконструктивными в том смысле, что подписи некоторых молдавских чиновников из прокуратуры и МВД РМ на постановлениях о возбуждении уголовных дел в отношении должностных лиц Приднестровья, действующих в рамках своих полномочий, противоречат основополагающим документам не только миротворческого, но и в целом переговорного процесса между Молдовой и Приднестровьем. Всего в настоящее время уголовному преследованию в Молдове подвергнуты более 72 должностных лиц Приднестровья, включая и некоторых высших руководителей. Такое положение дел явно не способствует укреплению мира и безопасности в зоне ответственности миротворческой операции, поскольку возникает сомнение – собирается ли молдавская сторона договариваться об обеспечении стабильности в Зоне Безопасности и вообще – с кем она собирается договариваться?

Шестое – Молдавская сторона под предлогом своей обеспокоенности проблемой «свободного передвижения граждан» четыре месяца блокирует работу ОКК, не позволяет миротворческому формату нормально функционировать в Зоне Безопасности. В то же время все эти четыре месяца она третирует граждан Приднестровья, которые пытаются выехать за пределы Молдовы, вопреки тому, что свобода этих граждан на передвижение в Молдове обеспечивается как статьей 5 Соглашения 1992 года, так и специальным молдавским законодательством. Речь идет и о простых гражданах, и о руководителях Приднестровья.

В связи с вышеизложенным, приднестровская делегация в ОКК обращается ко всем участникам миротворческого процесса с призывом дать оценку действиям, которые объективно препятствуют выполнению задач обеспечения мира на Днестре. Призываем делегацию РМ в ОКК вернуться к неукоснительному исполнению требований Соглашения 1992 года и утвержденных в его развитие документов.

Делегация Приднестровья в ОКК еще раз заявляет о своей неизменной приверженности делу мира в зоне конфликта и обращается к делегациям России и Молдовы, а также к представителям Украины и ОБСЕ в Объединенной Контрольной Комиссии с призывом к продолжению конструктивной работы в рамках миротворческого механизма и созданию всех необходимых условий для мирного урегулирования конфликта между Молдовой и Приднестровьем".