Молдавская сторона злостно блокирует нормальную работу ОКК?

На очередном заседании молдавская делегация в очередной раз заблокировала заседание ОКК, отказавшись утверждать повестку дня, в которую вошли 39 согласованных сторонами вопросов, в их числе 26 Докладов Объединенного Военного Командования об обстановке в Зоне Безопасности за период с 26 июня 2014 года по настоящее время.

Приднестровская делегация в ОКК в очередной раз в рамках поиска консенсуса с целью разблокирования работы Объединенной Контрольной Комиссии приднестровская делегация внесла очередные предложения для согласования сторонами, сообщает Официальный сайт Делегации представителей в ОКК от Приднестровской Молдавской Республики.

Приднестровская делегация в ОКК по-прежнему за конструктивный диалог, за диалог с молдавской стороной, за поиск определенных решений, и поэтому она обращается ко всем представителям в рамках Объединенной Контрольной Комиссии от Российской Федерации, Украины и Миссии ОБСЕ в ОКК с просьбой дать соответствующую оценку продолжающимся блокированием на протяжении полугода молдавской стороной работы Объединенной Контрольной Комиссии и происходящим в Зоне Безопасности инцидентам.

С учетом необходимости решения остро стоящих организационных вопросов Объединенная Контрольная Комиссия приняла решения о проведении экстренного заседания под председательством российской стороны, на котором был утвержден новый военный комендант центрального района Зоны Безопасности полковник Иванов С.В., а также военный наблюдатель от РМ.

По окончанию заседания Объединенной Контрольной Комиссии в разном приднестровская делегация в ОКК распространила подготовленное ею соответствующее обращение о нарушениях молдавской делегацией Регламента Объединенной Контрольной Комиссии, блокирующих работу главного миротворческого органа в 2014 году как ответ на обращение молдавской стороны.

Текст Обращения:

ОБРАЩЕНИЕ

О нарушениях молдавской делегацией Регламента Объединенной Контрольной Комиссии, блокирующих работу главного миротворческого органа в 2014 году
(Ответ на обращение делегации Республики Молдова в ОКК № ОКК-047 от 20.11.2014 г.)

Обращение молдавской делегации № ОКК-047 от 20 ноября 2014 года является еще одним свидетельством того, что молдавская сторона не расположена к конструктивной работе в рамках проводимой миротворческой операции. На фоне ставших правилом с молдавской стороны как минимум полугодовых по длительности блокирований работы Объединенной Контрольной Комиссии, осуществляемых путем намеренного разрушения Регламента ОКК, навязывания своих требований по ревизии нормативно-правовой базы ОКК – данным обращением молдавская делегация прямо декларирует мысль о, якобы, неспособности миротворческой операции в полной мере осуществлять свои функции.

Молдавская делегация в ОКК, остановившая на пятимесячный период (с 26 июня 2014 года по настоящее время) нормальную деятельность Объединенной Контрольной Комиссии, как руководящего органа миротворческой операции, в своем обращении № ОКК-047 пытается демонстративно переложить ответственность за разбалансирование контрольных механизмов ОКК на приднестровскую сторону.
И делает это молдавская делегация показательно открыто. Заведомо недопустимым ультимативным требованием по формированию повестки дня заседания (протокол № 825) она вынуждает Комиссию нарушать Регламент ОКК, игнорируя при этом принцип консенсуса, установленный Соглашением 1992 года для работы ОКК в качестве главного инструмента поддержания мира в регионе. Делегация Молдовы намеренно втягивает ОКК в беспорядочный многочасовой обмен мнениями по любым проблемам Зоны Безопасности, без каких-либо перспектив принять по ним решение.

Другими словами – молдавской стороной делается все, чтобы попросту блокировать нормальную работу ОКК, вынудить участников миротворческой операции незаконно выйти за рамки, установленные Соглашением 1992 года, неоправданно расширить их от выполнения задач сохранения мира, обеспечивающего переговорный процесс, до принятия на себя части его функций.
Тем самым молдавской стороной проявляется неуважение к своим коллегам по Совместным Миротворческим Силам, а также демонстрируется показательная незаинтересованность деятельностью ОКК по поддержанию спокойствия в Зоне Безопасности и равнодушие к запросам и нуждам проживающих в ней людей.

Алгоритм поведения молдавской делегации предельно прост – ОКК не работает в нормальном режиме и, не взирая ни на что, работать не будет, пока участники работы ОКК не примут требования делегации Молдовы. Даже если это нарушение норм Соглашения от 21 июля 1992 года в части определения ОКК как постоянно действующего органа, осуществляющего контроль выполнения поставленных перед Сторонами миротворческих задач.

Впервые документально, но необоснованно, в исключительно резкой форме молдавская делегация объявляет действующие механизмы миротворческой операции неспособными обеспечить выполнение положений статьи 5 Соглашения.
К сожалению, молдавскую делегацию в ОКК нисколько не смущает, что столь тенденциозное заявление представляет собой откровенную профанацию договоренностей, достигнутых в 1992 году по итогам с большим трудом остановленных на территории Приднестровья кровопролитных боевых действий.

В этой связи в очередной раз напоминаем текст статьи 5 Соглашения: «5. Конфликтующие стороны считают недопустимым применение любых санкций и блокад. В этом контексте будут незамедлительно устранены любые помехи на пути движения товаров, услуг и людей, а также приняты надлежащие шаги к отмене чрезвычайного положения на территории Республики Молдова».

Таким образом, статья 5 Соглашения 1992 года устанавливает правоотношения Конфликтующих Сторон, участвовавших в вооруженном конфликте. Речь не идет о правоотношениях внутри Совместных Миротворческих Сил, которые по определению конфликтовать не могут, равно, как не имеются в виду и правоотношения участников Объединенной Контрольной Комиссии, призванной руководить деятельностью СМС, но, при этом, не имеющих никакого отношения к деятельности хозяйствующих субъектов или госучреждений Сторон. Более того, в статье 5 речь идет не о Зоне Безопасности, а обо всей территории Молдовы и Приднестровья.

Между тем, настойчиво и достаточно грубо молдавская делегация в ОКК пытается навязать мысль о том, что данная статья, якобы, предусматривает обязанность ОКК обеспечивать устранение любых помех на пути движения товаров, услуг и людей в Зоне Безопасности.
При этом, как видимо, определять, является ли деятельность приднестровских правоохранительных органов в Зоне Безопасности такой «помехой» будет никто иной, как молдавская делегация.

Что касается Объединенной Контрольной Комиссии, то она согласно статье 7 Соглашения 1992 года призвана способствовать переговорному процессу.

Странными видятся молдавские претензии к приднестровской делегации в ОКК и к самой Комиссии относительно действий приднестровской Стороны по усовершенствованию своих контрольно-пропускных пунктов на линии разделения между Молдовой и Приднестровьем в 2014 году. О предстоящих работах было объявлено заранее.

Это тем более странно, что равно такие же действия молдавская Сторона произвела в 2013 году, также заранее объявив о своих намерениях. Но, тем не менее, делегация Молдовы в ОКК заблокировала известным способом работу Комиссии на шесть месяцев, пока не были завершены все запланированные работы на погранично-таможенно-миграционных постах РМ, что не позволило обсудить проблему установления дополнительного контроля над ними в Зоне Безопасности со стороны миротворческих структур.

В обращении молдавской делегации № ОКК-047 от 20 ноября 2014 года помимо изложенного очень тенденциозно изложены действия администрации ГУП «Дубоссарская ГЭС» по приведению автодорожного моста на плотине Дубоссарской ГЭС в соответствие с действующими правилами эксплуатации.

В частности, молдавская делегация безапелляционно заявила, что 14 ноября 2014 года силовыми структурами приднестровского региона, в нарушение п.2 Протокола № 39 от 30.10.1992 года, были осуществлены работы по установке на правой стороне Дубоссарской ГЭС железного фортификационного сооружения и дополнительного вагона. На данный момент указанные конструкции перекрывают всю проезжую часть дороги, идущей через ГЭС.

Заявление безответственное и явно рассчитанное на людей, не знающих сути проблемы. Между тем, во-первых, о предстоящих работах Объединенное Военное Командование было уведомлено установленным порядком заранее администрацией ГУП «Дубоссарская ГЭС». А, во-вторых, миротворческая операция и обеспокоенность молдавской стороны ограничением возможности передвижения по телу плотины молдавского автотранспорта никоим образом не должны угрожать безопасности территорий во всем нижнем течении Днестра и жизни проживающего на них населения Приднестровья, Молдовы и Украины. Это сотни населенных пунктов и сотни тысяч человек.
Мост на плотине Дубоссарской ГЭС должен быть закрыт, движение по нему запрещено.

На основании Договора № 88-107-096 с Главным производственным Управлением энергетики и электрификации СССР, в 1989 году мост по сооружениям Дубоссарской ГЭС был обследован Производственным объединением по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей «Союзтехэнерго» и определен как непригодный для эксплуатации.

Основанием для прекращения эксплуатации автодорожного моста по сооружениям Дубоссарской ГЭС послужили Рекомендации технического отчета указанного Производственного объединения, утвержденного Министерством энергетики и электрификации СССР 28 марта 1989 года, п.1.: «Движение всех видов автотранспорта по мосту Дубоссарской ГЭС запретить, для чего вывесить дорожные знаки и выставить ограждения в соответствии с ГОСТом 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения».

В настоящее время автодорожный мост находится в ремонте и используется только для проведения технико-технологических работ на правобережной плотине Дубоссарской ГЭС и прохода граждан. Для обеспечения порядка исполнения правил использования мостом администрацией ГУП «Дубоссарская ГЭС» еще в 2004 году был выставлен пост УГСВО МВД ПМР, с которым имеется соответствующий договор и в соответствии с протоколом экстренного заседания ОКК от 16 февраля 2012 года. Из подручных материалов обеспечены ограничительные меры для воспрепятствования автомобильному движению по телу плотины, а сотруднику УГСВО подготовлены надлежащие условия службы.

В таких условиях выезд военных наблюдателей для фиксирования хозяйственной деятельности эксплуатанта сооружений на подотчетном ему объекте не может быть основанием для задействования контрольных механизмов миротворческой операции, поскольку эта деятельность не является подготовкой к возобновлению боевых действий.

Рассуждения авторов обращения № ОКК-047 от 20 ноября 2014 года о том, что имеют место факты проверки документов приднестровскими силовыми структурами при обеспечении свободного передвижения граждан через Зону Безопасности, и что это, якобы, остаётся без внимания и реакции со стороны ОКК не выдерживает никакой критики. Прежде всего, непонятно – почему не должно быть контроля? С другой стороны – это вовсе не изобретение приднестровских силовых структур, поскольку молдавские силовые структуры поступают на линии разграничения с Приднестровьем точно таким же образом.

А как иначе обеспечивать правопорядок на территориях, имеющих разные правовые системы, препятствовать незаконной миграции, терроризму, обороту оружия, наркотиков, отравляющих веществ и т.д., борьбе с преступным элементом?
Возникающие порой при этом недоразумения могут и должны решаться Сторонами, а не Объединенной Контрольной Комиссией. В любом случае – установление личности граждан представителями уполномоченного органа Стороны не является угрозой миру в Зоне Безопасности.
Что касается ситуации вокруг села Дороцкое, которая, якобы, вызывает озабоченность проживающих в нём граждан в связи с воспрепятствованием администрацией Дубоссарского района Приднестровья незаконному пользованию земельными участками на подотчетной ей территории района, то этот вопрос является спором хозяйствующих субъектов и изначально не находится в компетенции ОКК. Более того, с 2006 года данный вопрос находится на разрешении специально созданных экспертных групп Сторон.

Приложенное к обращению молдавской делегации № ОКК-047 от 20 ноября 2014 года письмо примара села Дороцкое Дубоссарского района (РМ) А. Ляшко об обеспокоенности молдавских граждан и желании добиться реальных результатов в решении возникшей проблемы должно быть адресовано не в ОКК, а к уполномоченным представителям Молдовы и Приднестровья в переговорном процессе. Это очевидно, коль скоро проблема требует скорейшего разрешения. Но, столь же очевидно, и то, что такое возможно лишь в том случае, если господину А. Ляшко, государственному служащему РМ, не поручили обратиться именно в ОКК.

И, наконец, последнее. Истинное недоумение вызывает апеллирование делегации РМ в ОКК к делегации Российской Федерации, представителям Украины и Миссии ОБСЕ в ОКК с просьбой поддержать молдавские предложения о включении в повестку дня очередного заседания Комиссии, которое молдавская делегация блокирует более пяти месяцев 2014 года, вопроса об обеспечении свободного передвижения граждан по Зоне Безопасности.

Еще 20 ноября 2014 года, во время 24-й с июня месяца 2014 года попытки утвердить повестку дня заседания ОКК (протокол № 825), приднестровская делегация в ОКК, несмотря на очевидное несоответствие заявленного молдавской стороной вопроса целям и задачам миротворческой операции, установленным Соглашением 1992 года, согласилась на компромисс.

Приднестровской стороной было предложено по взаимному согласию включить в повестку дня заседания ОКК волнующий молдавскую делегацию вопрос и следующим за ним по порядку вопрос, волнующий приднестровских граждан, проживающих Бендерах – о положении в городе Бендеры, РПРБ, пенитенциарного учреждения ОЩ 29/8 МЮ РМ. Однако, последовал категорический отказ.

В связи с тем, что изложено выше, возникает вопрос – насколько молдавская делегация заинтересована в нормализации работы ОКК?
Приднестровская делегация просит молдавскую сторону отказаться от излишнего политизирования миротворческой операции и вернуться к конструктивному диалогу по сохранению мира. Также обращаемся к делегации России в ОКК, представителям Миссии ОБСЕ и Украины в ОКК с просьбой принять возможные меры к разблокированию работы Комиссии с целью способствовать развитию и поступательному движению переговорного процесса, как того требует Соглашение 1992 года.