Свободная торговля с ЕС: последствия для экономического суверенитета
Первого сентября исполнился ровно год с того момента, как начало внедряться Соглашение об ассоциации «Молдова-ЕС». Молдавские эксперты не слишком оптимистично комментировали это событие. В основном они признали то, о чем говорилось еще в 2013 году, — молдавская экономика слишком слаба и маломощна, чтобы рассчитывать на какие-то серьезные бонусы от углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (УВЗСТ) с Евросоюзом. По данным статистики, экспорт из РМ в ЕС за первое полугодие 2015 года по сравнению с таким же периодом 2014-го вырос всего лишь на 0,9%. При этом Молдова многое потеряла на восточных рынках — поставки в страны СНГ сократились на 37%.
«Наши ожидания от Соглашения о свободной торговле были ложными, поскольку и тогда было ясно, что рынок ЕС весьма замысловатый и утонченный, а наша экономика крайне примитивна и не отвечает условиям ЕС», — констатирует, например, аналитик Виорел Гырбу в экспертном опросе портала evzmd.md.
Мы продолжаем начатый в конце августа разговор о том, чем может обернуться присоединение Приднестровья к УВЗСТ. На этом, напомним, настаивают представители ЕС, иначе, говорят они, ПМР лишится нынешнего беспошлинного доступа на европейский рынок для своего экспорта.
Однако включение Приднестровья в УВЗСТ на условиях, установленных для Молдовы, — это не выход. Проблема здесь не только в том, что ПМР на долгие годы попадет в неравноправную систему разделения труда. Проблема — и в том, что власти республики потеряют многие возможности в сфере экономического регулирования. То есть будет подорван экономический суверенитет, возможность самостоятельного принятия решений (в том числе и антикризисных) в экономике.
В Молдове, к сожалению, до сих пор нет детальных исследований на эту тему: как громоздкий юридический механизм, создаваемый многочисленными статьями Соглашения и запутанными приложениями к нему, влияет и будет влиять на экономическую независимость страны. Впрочем, многое и так понятно. Мы сегодня попробуем еще раз сформулировать несколько вопросов, лежащих на поверхности. Рассчитываем, что к разговору в перспективе присоединятся эксперты-экономисты, которые дополнят нас.
1. Начнем с конца Соглашения. В статье 434 говорится о том, что после подписания документа формируется так называемый Совет по ассоциации. Насколько известно, эта структура была создана и в начале года даже провела свое первое заседание в Брюсселе.
Исходя из текста Соглашения, Совет по ассоциации обладает серьезными надзорными полномочиями и отслеживает реализацию положений документа. Это делает его фактически наднациональным органом. Решения Совета по ассоциации теоретически могут быть выше постановлений молдавского правительства.
Совет по ассоциации будет подкреплен другой разветвленной бюрократической структурой — Комитетом по ассоциации, который уже включит в себя профильные подкомитеты: таможенный, санитарный и фитосанитарный, по вопросам торговли, по защите географических названий и т. д.
Помнится, экс-президент Молдовы Владимир Воронин тогда, когда молдавская компартия еще не сдала всех своих позиций олигархам, говорил, что в случае подписания Соглашения «эти новые структуры будут править в нашей стране, и не понадобятся уже ни парламент, ни правительство».
И вот тут возникает вопрос: как будут соотноситься решения Совета по ассоциации и приднестровская экономика? Как в этом Совете может быть учтено мнение ПМР по торговым вопросам? Будет ли Совет по ассоциации рассматривать Приднестровье в качестве самостоятельного субъекта переговорного процесса? Если исходить из текста Соглашения, ответ на все эти вопросы отрицательный.
2. Статья 147 Соглашения «Молдова-ЕС» говорит о снятии импортных пошлин на товары, а статья 153 дополняет: «ни одна из сторон не может вводить или сохранять любой запрет или ограничение на ввоз любого товара другой стороны, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Соглашением». Это краеугольный принцип зоны свободной торговли. Но для Приднестровья он принесет больше вреда, чем пользы. Правительство может лишиться такого инструмента защиты внутреннего рынка, как ввозные таможенные пошлины.
А этот инструмент был очень важным в последние годы — в ПМР вводились специальные и сезонные пошлины на курятину, свинину, молочную продукцию, персики, портландцемент. Тем самым Правительство способствовало импортозамещению и развитию собственного производства в республике. И здесь, как мы знаем, удалось достичь конкретных результатов. Что станет со всем этим, если Приднестровье вместе с Молдовой и Украиной будет частью европейского ассоциативного процесса на общих условиях?
Очевидно, что в случае падения промышленного и сельскохозяйственного производства из-за чрезмерной открытости рынка (а открыть его полностью придется для всех участников европейской зоны свободной торговли) мы получим сокращение бюджетных доходов и рост безработицы.
3. Глава X Соглашения об ассоциации «РМ-ЕС» полностью посвящена конкуренции. Там много слов о важности свободной и неискаженной конкуренции в торговых отношениях, а также о недопустимости антиконкурентных бизнес-практик.
Что может быть названо таковыми? Статья 339, касающаяся государственной помощи, гласит: «Помощь, предоставляемая Республике Молдова или Союзу или через ресурсы одного из них, в любой форме, которая нарушает или грозит нарушить конкуренцию путем создания более благоприятных условий некоторым предприятиям или производству определенных товаров и услуг, что влияет на торговлю между сторонами, несовместима с настоящим Соглашением».
Если перевести эту категоричную юридическую формулу на русский язык, то она фактически запрещает любое активное вмешательство государства в экономику. В случае с Приднестровьем под вопрос сразу могут стать те соглашения, которые Правительство заключало и заключает с предприятиями, предоставляя им индивидуальные налоговые льготы и льготы по оплате энергоносителей. Для многих приднестровских предприятий это вопрос выживания. Но с точки зрения ЕС это может быть названо антиконкурентной практикой, и могут, естественно, последовать санкции. Таким образом, республика потеряет еще один важный антикризисный инструмент.
Положение статьи 339 также означает, что Приднестровье, присоединившись к европейскому ассоциативному процессу на тех условиях, которые предлагаются, в перспективе не сможет использовать энергоресурсы, получаемые по льготным ценам, например, в рамках взаимодействия со странами Евразийского Союза.
4. Глава XI Соглашения «РМ-ЕС» — «Торговля энергетическими ресурсами» — по своему смыслу во многом соотносится с предыдущей главой. Здесь есть ссылка на Протокол о вступлении Молдовы в Европейское энергетическое сообщество. В соответствии с этим протоколом цена на поставку природного газа и электроэнергии для небытовых потребителей должна определяться исключительно соотношением спроса и предложения. То есть только рыночными методами.
Не секрет, что в Приднестровье цены на энергоносители для предприятий сегодня ниже рыночных. Не будем касаться объективных и субъективных причин этого, лишь констатируем факт. Значит, если следовать букве европейского ассоциативного процесса, тарифы придется увеличивать, причем, скорее всего, достаточно быстро, что ввергнет предприятия в шок, их продукция окажется неконкурентоспособной в той же Европе. Что за этим последует — объяснять никому не надо.
Статья 347 в главе XI говорит о запрете двойного ценообразования для энергетических товаров: внутренние цены на них должны быть такими же, как и экспортные. Что это будет означать, например, для Молдавской ГРЭС, поставляющей электроэнергию как самому Приднестровью, так и Молдове и Румынии? И чем это обернется для внутреннего рынка ПМР? Цены опять же придется повышать до уровня европейских?
Если подводить итог, то нужно подчеркнуть, что резкое включение в существующую зону свободной торговли с Евросоюзом может отнять у ПМР очень нужные на нынешнем этапе инструменты макроэкономической, таможенной и тарифной политики. Также оно негативно скажется на бюджетных и финансовых процессах в республике. Рост тарифов, которого могут потребовать от Приднестровья, приведет в том числе, и к падению уровня жизни населения. Поэтому, если ЕС действительно не хочет расширения бедности в регионе, нужно искать другие пути.
Павел Уваров.