О праве народа Приднестровья на признание независимости

В настоящее время народ Приднестровья является жертвой политики двойных стандартов и заложником политических манипуляций, что является грубым нарушением Декларации прав человека. Статья 2 Декларации гласит «…не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся, или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете».

На протяжении многих веков в Поднестровском регионе ( на левом и правом берегу Днестра) проживали разные народы исповедовавшие различную религию и создававшие своеобразную культуру и традиции. С конца V века н.э. эти земли начинают заселяться славянскими племенами, а в середине X века входят в состав Древнерусского государства.

Это обеспечило защиту от набегов кочевников, способствовало принятию православной веры, укреплению хозяйственных связей с другими русскими землями, распространению норм древнерусского права на данной территории. В силу исторических обстоятельств, с XV до конца XVIII века, территория Левобережья Днестра попадает под польско-татарское иго, а Правобережье (Бессарабия) входит в состав Молдавского государства. При этом Левобережье всегда тяготело к православному миру, который олицетворяла Московская Русь (Россия), а Правобережье было ориентировано на западно-романский мир и являлось вассалом Османской империи. С конца XVIII века благодаря активной внешней политике России, Левобережье было освобождено от иноземного владычества и воссоединяется с русскими землями. Наступает период длительного мирного развития края в составе Российской империи.

После победы Советской власти и утверждения новых принципов национально-государственного устройства страны, создается первая государственность на левобережье Днестра – в 1924 году образуется Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе Украинской ССР. В 1940 году решением Сталина она была ликвидирована и появляется сталинский политический проект – искусственно созданная Молдавская ССР, в состав которой была включена часть Бессарабии и Левобережье Днестра, территории, которые никогда ранее не были вместе и имели значительные культурно-исторические и ментально-этнические различия. Таким способом вождь надеялся удержать Бессарабию в составе СССР.

В течение 50 лет народ Левобережья был заложником данного политического проекта и являлся сдерживающим фактором в националистических настроениях и сепаратистских тенденциях на Правобережье Днестра. Однако в конце 80-х начале 90-х годов XX века, в результате дезинтеграционных процессов и развала Советского Союза, а также унионистских устремлений молдавской элиты, многонациональное население левобережья Днестра стремясь сохранить единство со страной выступило против действий официального Кишинева проводящего политику направленную на выход из состава СССР и объединение с Румынией.

Парламент Республики Молдова в августе 1991 принял, а в апреле 2010 года восстановил «Декларацию независимости» в которой объявил недействительным Закон Союза ССР «Об образовании Молдавской ССР». Таким образом, де-юре, аннулируется нахождение Приднестровья в составе новой независимой Молдовы. 2 сентября 1990 года II съезд депутатов всех уровней Левобережья и г. Бендеры провозгласил образование Приднестровской Молдавской республики в составе СССР. В 1990-1992 годах власти Молдовы предпринимали различные способы подавления воли приднестровского народа, включая открытую вооруженную агрессию и масштабные террористические акции в ходе которых погибли свыше 800 приднестровцев , около 2500 было ранено , свыше 70 тысяч стали беженцами. Только вмешательство Российской Федерации и ввод российских миротворцев остановило войну. В настоящее время благодаря военно-политическому присутствию РФ на берегах Днестра поддерживается мир и обеспечивается стабильность в регионе.

За 23 года в Приднестровской Молдавской Республике сформированы все элементы государственной власти, созданы собственная финансово-экономическая и культурно-образовательная системы. Идет становление правового гражданского общества, которое во многом соответствует международным стандартам. В республике обеспечено межнациональное и межконфессиональное согласие, отсутствуют проявления ксенофобии и расовой нетерпимости. Не смотря, на экономические трудности, наблюдается социальная стабильность, снижается уровень преступности. За годы независимости выросло молодое поколение, которое осознает себя гражданами Приднестровской Молдавской Республики и не считает себя частью молдавского государства.

Являясь, де-юре, непризнанным государством, Приднестровье развивает разносторонние связи с другими странами, участвует в региональном сотрудничестве, является открытым для политического и гуманитарного мониторинга со стороны международных и неправительственных организаций. Наша республика с уважением относится к внешнеполитическому выбору соседних стран и готова с ними строить с ними добрососедские отношения, основанные на признании суверенитета сторон и реализации взаимовыгодных проектов.

Начиная с первого референдума, который прошел в 1989-1990 годах и, завершая последним, в сентябре 2007 года, абсолютное большинство граждан республики подтверждали свой выбор на построение независимого государства и свободное присоединение к Российской Федерации. Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации заявила о легитимности референдума в Приднестровье и готовности учитывать волеизъявление народа этой непризнанной республики.

В феврале 2013 года ряд патриотических общественных организаций Приднестровья подписали Декларацию «За признание Приднестровья!». Затем во всех городах и районах республики прошли местные конференции, участники которых поддержали принятие данного документа . 30 июня 2013 года состоялась республиканская конференция общественных объединений «За признание Приднестровья». В ней приняли участие 734 делегата со всей республики, представляющие 168 общественные организации патриотической направленности. По итогам конференции была принята Резолюция, в которой участники конференции единогласно выразили поддержку руководству Приднестровья в курсе на признание приднестровской государственности и обратились к президентам России и Украины, а также к Организации Объединённых Наций с просьбой рассмотреть вопрос об официальном признании Приднестровской Молдавской Республики.

Рассматривая проблему политико-правового обоснования права народа Приднестровья на самоопределение необходимо отметить следующее:
Приднестровский народ:
- как самобытная гражданско-этническая общность;
-имеющий исторический опыт создания собственной государственности;
- создавший собственную политическую и финансово-экономическую системы, современные социальные институты и духовную сферу;
-обладающий, в соответствии с нормами международного законодательства , правом на самоопределение и создание собственной государственности ;
- опирающийся на поддержку дружественной великой России, готовый развивать всестороннее сотрудничество с соседними странами, уважающий их политический выбор,
имеет естественное право обратиться к руководству Российской Федерации и ООН с просьбой об официальном признании Приднестровской Молдавской Республики.

Тобух В.В. - председатель республиканского общественного движения «Признание», депутат Верховного Совета Приднестровья.

Сердунь С.А. - председатель АНО «Новая Русь».